Актёр Сейдулла Молдаханов о проекте «Нулевой пациент» и новом дыхании российских сериалов
В какой момент создание сериалов в России перешло на новый уровень? Насколько сложно сниматься в проекте, основанном на реальных события?
В какой момент создание сериалов в России перешло на новый уровень? Насколько сложно сниматься в проекте, основанном на реальных события? И почему обязательно нужно посмотреть сериал «Нулевой пациент» , который рассказывает о вспышке ВИЧ в детской больнице в Калмыкии в 1988 году? Об этом и не только с обозревателем «Радио 1» поговорил актёр Сейдулла Молдаханов .
– Сейдулла Абдуллаевич, как вы попали в проект «Нулевой пациент»?
– Летом прошлого года я отдыхал в санатории вместе с супругой, когда агент прислала мне информацию об этом проекте. Сейчас же почти не нужно ездить на пробы, поэтому жена помогла мне записать на телефон самопробы. Я всё это отправил, и меня утвердили.
– Что лично вы знали о вспышке ВИЧ в Калмыкии до того, как приступили к работе над ролью в сериале?
– Вообще, я о ней знал. Хорошо помню ту историю, потому что мне на тот момент было уже 30 лет. Взрослый человек! А тут новости про ВИЧ, СПИД. Паника! У меня был шок от информации, которая прошла тогда в прессе, что 75 детей заразились ВИЧ-инфекцией.
Когда меня уже утвердили, я начал готовиться к роли, стал знакомиться с информацией, представленной в интернете, искал данные о своём персонаже. Но там почти ничего не было, разве что сообщения о том, что руководители больницы получили такие-то сроки. Одним словом, общая информация.
Но больше всего, конечно, написано оказалось об этих детях и о последствиях, с которыми они столкнулись. Оказывается, часть из них живы, и они до сих пор бьются за какие-то свои права.
– Сколько времени у вас заняла подготовка к этой роли? Что в неё входило? Встречались ли с врачами или с людьми, у которых диагностирован ВИЧ?
– Нет, я ни с кем не встречался. Если говорить о подготовке, то тут ушло столько времени, сколько, наверное, уходит всегда, пока мы ждём, готовимся, читаем, думаем, анализируем и придумываем какие-то варианты. Потом это всё предлагаем режиссёру и дальше ждём помощи от него, потому что мы, артисты, можем наворотить многого.
Честно говоря, было сложно, поскольку тема непростая. Фильм основан на реальных событиях, а информации о персонаже никакой не нашлось. Поэтому нужно было что-то придумывать, отталкиваясь от сценария. Тут отмечу, что все роли в нём прописаны очень хорошо. Это большая редкость.
– Вот, к слову, о режиссёре. Евгений Стычкин не так давно занял режиссёрское кресло. «Нулевой пациент» – его второй проект в данном качестве. Как происходило ваше с ним взаимодействие? Что вы для себя почерпнули из этой работы?
– Вообще, мне было интересно его понять. Я не был лично знаком с Евгением до того, как мы начали работу над «Нулевым пациентом». Видел его только на экране и знал, что он прекрасный актёр. Конечно, что-то я нём читал.
Ещё, знаете, когда меня уже утвердили на роль в этот сериал, я принимал участие в другом проекте. И там моя знакомая ассистентка по актёрам рассказала, что работала со Стычкиным. Я расспросил её о том, как он работает. Она ответила, что Евгений всегда всё очень точно объясняет актёрам и говорит, что именно ему нужно. Для режиссёра это очень важно качество.
Потому у нас была специальная встреча. Меня пригласили на костюм и грим, и далее мы провели небольшую репетицию. Вот там я познакомился с Евгением. Мы попробовали какие-то варианты. Я что-то предложил, потом он меня поправил. Тогда я убедился, насколько точно он работает.
– Тема, поднятая в сериале, мягко говоря, непростая. Доводилось ли вам в жизни сталкиваться с людьми, которым диагностировали ВИЧ?
– Однажды мне довелось встретиться с таким человеком. Я сам из Ташкента. Много лет назад один из глянцевых журналов, который там издавался, придумал такую социальную историю. Известных людей приглашали на фотосессию с ребятами, у которых был диагностирован ВИЧ. Вот с одним таким парнем сфотографировался я. Помню, он был очень активным. Мне, признаться, было неудобно спрашивать его о том, как в его жизни это произошло. Вот такой случай был в моей жизни.
– Ваш коллега по проекту Аскар Ильясов в одном из интервью упомянул, что самыми тяжёлыми сценами для него стал момент, где его герой доктор Кирсан Аюшев оперирует младенца и когда после он вынужден сообщить матери о смерти её ребёнка. А что для вас оказалось самым непростым с точки зрения моральных затрат?
– Наверное, вся роль, начиная с того момента, когда мой герой убеждается, что в его больнице действительно есть ВИЧ-инфекция. Вообще, вот этот момент, когда он понимает, что дети заражены, и нужно это скрыть, как-то замять и найти выход из этой ситуации. Непростая роль!
– Какой он, ваш герой Марат Теменович? Что это за человек?
– Это человек, который сталкивается с большой драмой – ВИЧ и дети. Он задаётся вопросом, как ему быть дальше. Как лечить детей. Какой выход найти.
– Помимо работы в киноиндустрии важной частью вашей деятельности является театр. Как вы считаете, возможно ли создать театральную постановку по мотивам сюжета «Нулевого пациента»?
– Думаю, можно.
– Вы бы за такое взялись?
– Я никогда не занимался режиссурой и не собираюсь. Ни в театре, ни в кино. Если бы мне предложили принять участие в постановке на подобную тему, я бы, скорее всего, согласился, но смотря у какого режиссёра.
Например, есть замечательный режиссёр Владимир Панков, который руководит театром «Центр драматургии и режиссуры». Он может сделать спектакль из одного предложения. Я знаю это, поскольку мне дважды довелось с ним работать. Я понимаю, как он действует. Поэтому, если, к примеру, он задумает это поставить, он сделает всё. Я к тому говорю, что не всякий режиссёр потянет такую тему.
– Сейдулла Абдуллаевич, вот смотрите. Мне сейчас 33 года. Я родилась в 1989 году, т.е. буквально следом за теми событиями, которые легли в основу «Нулевого пациента». В школе у меня были классные часы, посвящённые теме ВИЧ, вопросам профилактики его распространения и прочего. Но я в упор не помню, рассказывали ли на этих занятиях о вспышке, произошедшей в 1988 году. В связи с этим вопрос. Как вы считаете, насколько подробно об этом следует говорить с современными школьниками?
– Мне кажется, что нужно. Я считаю, что обсуждать вопросы ВИЧ и СПИДа стоит в старших классах, когда дети становятся перед выбором профессии, и кто-то подумывает о том, чтобы идти учиться в медицинский. Потому что дети в средних классах могут просто не осознавать того, что совсем маленький человек может заразиться ВИЧ. Ведь, если мы обращаемся к проблемам, поднятым в «Нулевом пациенте», то речь идёт в том числе о работе медперсонала.
– Как вы считаете, откуда взялось вот это мнение о том, что кино у нас снимать не умеют, а сериалы делать научились?
– С появлением онлайн-платформ наступил новый для индустрии этап. Руководители предъявляют вполне конкретные требования. Помимо хороших сценариев и режиссуры им важны артисты. Они ищут очень хороших актёров даже на маленькие, проходные, эпизодические роли в сериалах. Это правило совершенно точно работает с платформой «Кинопоиск». Так же было и на другом проекте с моим участием, где я снимался вместе с Анной Ардовой и Алексеем Серебряковым [сериал «Сын», реж. Николай Хомерики – прим. ред.].
– Почему обязательно нужно посмотреть сериал «Нулевой пациент»?
– Потому что это хороший сериал. Мне вообще всегда трудно говорить о работах, где я снимаюсь. Но мне очень понравилась первая серия, которую я увидел на большом экране на премьере. По ощущениям могу сказать, что я будто посмотрел полнометражный фильм о том, как разворачивались события в 1988 году. Очень здорово всё снято! Дай бог, чтобы каждая серия была такой. Я сам жду, когда выйдут все семь эпизодов, чтобы полностью погрузиться в просмотр.
– А какие сериалы вы порекомендуете посмотреть тем, кто, как и вы планирует дождаться выхода всех серий «Нулевого пациента»? На что пока стоит обратить внимание?
– Знаете, мне очень понравился сериал «Везёт», в котором успел сыграть Владимир Меньшов. Может быть, эта роль стала для него в какой-то мере пророческой. Он там ведь ангела играет. И ещё порекомендую прекрасный сериал «За час до рассвета». Это вот то, о чём я говорил. Там есть всё – сценарий, классные актёры, режиссура. Мне кажется, это новое дыхание российских сериалов.
Фото: Кинопоиск
Екатерина ТимошенкоПоследние новости
Изменения в уголовном кодексе России: новые правила конфискации
Конфискация теперь применяется только в случае корыстных мотивов.
Улучшение общественного транспорта в Дубне
В ответ на жалобы местных жителей, городские службы провели уборку остановки общественного транспорта.
Встреча главы Люберец с жителями: ответы на насущные вопросы
Глава города Владимир Волков обсудил проблемы местных жителей на встрече в школе.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку