08.06.2022

Учащиеся школы № 4 Реутова посетили Третьяковскую галерею

В рамках Дней исторического и культурного наследия, которые проходили с 18 апреля по 31 мая,

В рамках Дней исторического и культурного наследия, которые проходили с 18 апреля по 31 мая, ученики 6 «А» и «В» классов городской школы № 4 вместе с учителем русского языка и литературы Ириной Кандаловой в разные дни побывали на экскурсии в главном   музее национального искусства России – Государственной Третьяковской галерее.

Началось знакомство с зала древнерусского искусства. Его главная достопримечательность – икона Андрея Рублёва «Троица», единственное бесспорное произведение живописца. Она была написана для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры «в похвалу» Сергию Радонежскому. 

Живопись первой половины 18 века была представлена ребятам работой Владимира Боровиковского «Портрет М. И. Лопухиной». В этом самом прославленном портрете кисти художника выразился идеал эпохи сентиментализма. Глядя на изображённую девушку,   понимаешь,   что картины – это не только искусство, но ещё и внутренний мир человека.  

Картина Валентина Серова «Девочка с персиками» понравилась всем, как и «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина. По жанру картины эти совершенно разные – портрет и пейзаж, но их, наверное, объединяет тепло и доброта, исходящие от изображённого на этих полотнах. Ребята узнали, что «Девочка с персиками» (Веруша – дочь мецената Саввы Мамонтова) была написана Серовым в усадьбе Абрамцево, где им непременно посоветовала побывать экскурсовод   и увидеть ту же обстановку, что на картине, а   «Утро в сосновом лесу» написали два художника:   Иван Шишкин и Константин   Савицкий.   Но   для Третьякова было главным жизнь природы, леса, пробуждение нового дня, льющийся свет на верхушки сосен… Резвящиеся медвежата, изображённые Савицким, являются украшением картины и придают ей особое   очарование.

Зал Виктора Васнецова наполнен многими сюжетами из сказок. Самая знаменитая картина –   «Богатыри» с главными героями русских былин. На ней изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович –   защитники родной земли. Холмы с отлогими склонами как крепостная стена – намёк на неприступность границ земли Русской.

В зале, посвящённом художнику-маринисту Ивану Айвазовскому, внимание экскурсантов было приковано к двум картинам – «Чёрное море» и «Радуга». На вопрос экскурсовода, что дарит людям после крушения корабля радуга, ребята ответили: надежду на спасение. Она неожиданно появляется и также пропадает – идёт её борьба с бурей. Айвазовский представил радугу как некий знак победы и спасения. «Радугу» Третьяков считал жемчужиной русской живописи.  

Особое внимание уделяется в залах Третьяковской галереи художникам Илье Репину и Василию Сурикову, чьи исторические жанры картин сопоставимы с полотнами итальянских мастеров Микеланджело и Рафаэля. Творчество Репина в зале было представлено рассказом о создании галереи портретов исторических лиц, в том числе   увидели   «Портрет П. М. Третьякова».  

Одно из ярких полотен Сурикова – «Боярыня Морозова». По заснеженной Москве, в   санях, закованную в кандалы,   везут Морозову на допрос к царю Алексею Михайловичу…   Нет, не отречётся она   от старой   веры, не признает нововведений патриарха Никона,   умрёт голодной смертью в земляной яме как мученица за веру, стойкая, несгибаемая…

Большое впечатление   на учащихся   произвело   и полотно   Александра Иванова «Явление Христа   народу». Этой картине он посвятил 20 лет своей жизни, выполнил большое количество эскизов.   Действие происходит в пустыне,   на берегу реки Иордан. Множество людей окружает Христа – здесь друзья и враги, ученики, последователи его учения, апостолы. К этой масштабной картине необходимо возвращаться на протяжении всей   своей жизни.

Закончилось знакомство с шедеврами Третьяковки посещением зала Ивана Крамского, у его картины «Неизвестная». Кто   она,   эта   незнакомка, гордо и неприступно восседающая в открытой коляске с видом на   улицы Петербурга?..   До сих пор тайна личности героини   остаётся   неразгаданной.

Экскурсии в основное здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке вызвали   большой интерес у ребят. 

«Искусство должно давать счастье и радость», – сказал когда-то знаменитый русский живописец Василий Поленов. Возможно, этим и объясняется успех   встречи   школьников   с картинами великих мастеров.

В течение полутора месяцев учащиеся школы № 4 посещали музеи Москвы и Подмосковья. Так, 8 класс «Ас (учитель русского языка и литературы Елена Малашенко) посетил Дом-музей М. Ю. Лермонтова на Малой Молчановке; 10 класс «А» (учитель физики Долина Николаевна) побывал в Московском планетарии, а группа учащихся съездила в гости к Чехову – в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово».

Наша справка

В Дни исторического и культурного наследия в столице были организованы сотни различных мероприятий, приуроченных к двум датам, — к Международному дню охраны памятников и исторических мест (18 апреля) и к Международному дню музеев (18 мая). Главная тема в этом году — «Эпохи московского наследия». Программа разделена на несколько блоков, которые иллюстрируют определённую эпоху: «Москва под сводами», «Москва дворцовая», «Москва усадебная», «Москва эклектично-модерновая», «Москва советская». 

В этом году к акции также присоединились многие учебные заведения, которые располагаются в исторических зданиях: Московская сельскохозяйственная академия имени Тимирязева, Российский экономический университет имени Плеханова, «Высшая школа экономики» и другие. Научные сотрудники провели   экскурсии по вузам и рассказали об архитектуре зданий.

Наталья Беспалова,
педагог дополнительного образования

Автор: Наталья Беспалова

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *