XVII – XX века: эволюция крестьянских семей Лопасненского края

Как известно, 2024 г. указом президента России Владимира Путина объявлен Годом семьи.

Как известно, 2024 г. указом президента России Владимира Путина объявлен Годом семьи. В числе главных целей – сохранение традиционных семейных ценностей и улучшение демографической ситуации в стране путём увеличения рождаемости. Думается, в этой связи любопытно будет посмотреть на то, какими были семьи в крестьянских общинах старинных селений, ныне входящих в состав городского округа Чехов.


Тему крестьянской семьи можно рассмотреть на примере типичной для Лопасненского края небольшой деревни Пешково, относящейся к приходу Староспасской церкви Преображения Господня (ныне Баранцевский территориальный отдел).

В этой деревне несколько столетий и до середины XIX в. жил только один род Кобяковых и ответвление от него (с начала XVIII в.) – род Добряковых. После трагедии Смутного времени начала XVII в. многие селения в наших местах обезлюдели. Пешково не было исключением: к 1646 г. здесь оставалось всего три, а в 1677 г. – четыре двора, в которых жили не более 30-40 чел. Двором (или «гнездом») тогда и в последующие столетия называлось совместное хозяйство, которое велось близкими родственниками, жившими в одной или нескольких рядом стоящих избах.

С конца XVII в. –начала XVIII в. демографический застой сменился быстрым ростом числа жителей Пешкова. Безусловно, этому способствовало традиционное для православной Руси стремление родителей иметь много детей – основы крепкого хозяйства и своей опоры к старости. Но был и ещё один фактор – определённый рост благосостояния живших тогда в деревне крепостных крестьян. Главы двух основных семейных кланов – Даниил Кобяков и его родной брат Иван Добряков – были достаточно состоятельными людьми и долгое время арендовали государевы мельницы на реке Лопасне возле Вознесенской Давидовой пустыни и деревне Бавыкино.

В 1722 г. в 5 дворах Пешкова жили уже до 25 семей, всего около 125 чел. К 1741 г. численность жителей стабилизировалась: 13 дворов, 29 семей, 124 человека. Судя по всему, тогда это была предельная численность жителей, которые могли прокормиться на возделанной земле сельской общины. Поэтому владелец деревни (а она относилась к Хатунской дворцовой волости, которая принадлежала лично императрице) решился переселить из неё в государевы сёла у реки Битюг Воронежской губернии почти треть (!) населения – 11 семей (41 чел.: 28 мужчин и 13 женщин). После этого к 1744 г. в Пешкове осталось лишь 10 дворов и около 80 жителей.

Однако численность населения деревни довольно быстро полностью восстановилась и продолжила рост. К 1763 г. в 9 дворах жили уже 103 человека, а в 1773 г. в 9 дворах было 38 семей, 140 чел. (74 мужчин и 66 женщин).

Характерными тогда и позднее были большие крестьянские дворы-«гнёзда». В них нередко объединялись до 10 и более семей близких родственников. Вся жизнь там строилась в соответствии с патриархальными и православными традициями. Во главе двора стоял старейший член семейного клана. Например, двор прямых предков автора в 1773 г. состоял из 8 семей (пяти родных братьев и их взрослых сыновей) и объединял 39 человек четырёх поколений. К 1811 г. в этом же дворе было уже 13 семей – около 60 родичей в возрасте от трёх недель до 77 лет.


Население деревни росло столь быстро, что в 1780-1790-х гг. из неё на чернозёмы Бобровского уезда Воронежской губернии вновь были организованно переселены не менее 20 семей (около 80 чел.). До сих пор сотни их потомков, носителей фамилии Кобяковых, живут на Воронежской земле в Бобровском, Таловском и Аннинском районах. Тем не менее, к 1811 г. численность жителей Пешкова не только полностью восстановилась, но и достигла 160 человек – около 40 семей в 9 дворах.

Близкородственные браки не допускались. Невест сватали в окрестных селениях. В метрических книгах вплоть до середины XIXв. в записях о бракосочетании отмечалось: «О коих и надлежащий обыск с поруками чинен был». То есть до совершения обряда венчания священник убеждался, что жених и невеста не являются близкими родственниками, и это подтверждалось поручителями. Сохранилась Казанская икона Божией Матери (XVII в.), которой в семьях предков автора почти 300 лет благословляли всех молодожёнов (см. фото ниже).


Разрушение патриархального уклада жизни крестьянской общины Пешкова началось ещё в первой половине XIXв., ускорилось после отмены крепостного права и продолжилось в начале XX в. Однако освящённый Православной церковью обычай культивирования крепких многодетных семей сохранялся, а численность населения Пешкова оставалась высокой: 1858 г. – 23 двора (180 чел.), 1883 г. – 27 дворов (212 чел.), 1917 г. – 22 двора (165 чел.).

Эта добрая традиция по инерции сохранялась в деревнях и после революций 1917 года. Так, перед началом Великой Отечественной войны в Пешково было 29 домохозяйств (34 семьи, 162 чел., из них 70 мужчин и 92 женщины). На фронт ушли 43 односельчанина, 21 из них погиб. Вечная им память и благодарность потомков!

Юрий Кобяков, «Читают Все»

Последние новости

Опасные болезни: в каком возрасте их чаще всего диагностируют

Врач раскрывает статистику по диагностике болезней в разные возрастные группы.

Новые инициативы по охране окружающей среды в Москве

Город принимает меры для улучшения экологической ситуации.

Климатические изменения и их влияние на здоровье населения

Как изменения климата угрожают общественному здоровью и благополучию.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Щёлково, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *