Интранет-портал: каким организациям нужна данная технология и зачем
Как известно, успех любой компании напрямую зависит от качественной работы команды. Но часто бывает так, что сотрудники не мотивированы, плохо разбираются в своих обязанностях и не умеют эффективно взаимодействовать друг с другом. Именно поэтому создание единого информационно-рабочего пространства внутри компании может стать решением проблемы.
Создание такого пространства позволит всем сотрудникам иметь доступ к необходимой информации и инструментам для выполнения своих обязанностей. Оно также сократит время на поиск нужных документов и файлов, что существенно повысит производительность работы.
Но не только доступ к информации и инструментам важен. Создание единого пространства поможет сотрудникам ощутить себя частью единого коллектива, что, в свою очередь, повысит мотивацию к работе в команде. К тому же, регулярное общение и обмен знаниями и опытом между коллегами способствует развитию профессиональных навыков и повышению квалификации.
В итоге, создание единого информационно-рабочего пространства внутри компании является важным шагом на пути к улучшению работы коллектива и повышению эффективности всех сотрудников.
Переходим к определению терминов. С точки зрения технологий корпоративный портал и интранет – это два отдельных понятия.
Интранет относится к внутренней сети для работников, которая функционирует по принципу Интернета, но закрыта для посторонних пользователей. Одновременно в этой виртуальной среде может существовать разнообразное наполнение: от небольшого сайта для отделов до общих материалов для внутреннего пользования. Основной отличительной чертой интрасети является использование web-технологий, которые делают возможным доступ к сети через интернет-браузер.
Корпоративный портал (КП) является современной версией внутренней сети организации. Это универсальный инструмент, позволяющий получить доступ к разнообразным сервисам, таким как программы документооборота, планировщик задач, видеоконференции и т.д. Выбор платформы для создания портала может быть различным, в том числе известными платформами «Битрикс24», Yammer, Jive, CyberCloud, Microsoft SharePoint, Podio.
Иными словами, если интранет – это внутренняя сеть всей компании, то КП – это ее внешний интерфейс. Однако все чаще КП для сотрудников называют "интранет". В данной статье мы будем использовать термины "интранет" и "интрасеть" как синонимы для КП.
Внутренний корпоративный портал, также известный как интранет, может приносить не только пользу крупным компаниям, но и небольшим фирмам. Множество функций интранета необходимы для помощи сотрудникам в работе. Давайте рассмотрим, какие задачи он может решить внедрение интранета и какие сервисы могут быть доступны для использования.
1. Создание общего информационного пространства
Интранет-портал может стать центральной точкой для хранения всех рабочих документов компании. Это очень удобно для компаний с несколькими филиалами или удаленных сотрудников, так как они могут получать доступ к необходимой информации из любой точки мира и с любого устройства. Кроме того, он объединяет все функции, которые ранее решались с помощью почтовых рассылок: здесь можно разместить объявления от руководства компании, новости и изменения в политике фирмы, правила и инструкции.
2. Обучение персонала
Многие компании создают свою собственную «базу знаний» или FAQ на интранет-портале. Это помогает новым сотрудникам быстрее освоить уникальные техники, применяемые в отделе, изучить принятую в фирме терминологию и проникнуться корпоративным духом без помощи наставника. В результате компания экономит время и деньги на дополнительном обучении.
3. Формирование корпоративной культуры
Интранет-портал может помочь сотрудникам лучше узнать структуру компании, своих коллег и их функции. Например, карточки сотрудников могут быть очень полезными для этого вида работы. Онлайн-обсуждения важных тем помогут превратить рабочий коллектив в команду.
4. Коммуникации
С помощью интранет-портала сотрудникам больше не придется тратить время на поиск работника, отвечающего за тот или иной вопрос. Все необходимые контакты, а также возможность непосредственно позвонить сотруднику, можно найти быстро и легко на портале.
5. Контроль
Интранет-портал позволяет руководителям контролировать рабочий процесс и узнавать информацию о деятельности как отдела, так и конкретных сотрудников в режиме реального времени. Это очень важно для фирм любого размера.
6. Безопасность
Интранет-портал может не обезопасить данные компании на 100%, но он гораздо безопаснее, чем бесплатные почтовые сервисы или мессенджеры, которыми неизбежно пользуются большинство сотрудников при отсутствии корпоративных.
И это только часть возможностей, которые может предоставить интранет-портал. Количество доступных сервисов постоянно растет. Согласно статистике, большинство сотрудников проводят непродуктивное время на работе, занимаясь общением в соцсетях и мессенджерах, что значительно снижает эффективность работы. Выбирая интранет-портал, компании могут увеличить продуктивность работы и экономическую эффективность деятельности.
Как сделать интрасеть для компании: три варианта
Внедрение интрасети - интернет-системы для коммуникации внутри организации, может быть выполнено одним из трех способов:
-
Разработка корпоративного портала с нуля, в соответствии с потребностями компании на базе подходящей платформы. Хоть этот вариант и требует наибольших затрат (особенно, если для этого используется платформа с платной лицензией), он позволяет создать уникальную систему, учитывающую все требования и пожелания фирмы.
-
Покупка и внедрение готового "коробочного" решения. Этот вариант - быстрее и бюджетнее, подходит компаниям, которым достаточно возможностей "из коробки" и тем, кто еще не знает, какие дополнительные функции понадобятся в будущем. При развитии фирмы, такую систему можно дорабатывать.
-
Подключение к "облачному" сервису. Этот вариант - самый дешевый в первоначальном исполнении, но требует регулярных платежей и подходит для небольших и средних компаний.
Вне зависимости от выбранного способа, лучше всего обратиться к опытным специалистам, которые помогут выбрать платформу и подготовить оптимальное решение, учитывая потребности компании, технические ресурсы и бюджет.
Корпоративные порталы являются важными инструментами для оптимизации и упрощения бизнес-процессов в компаниях, создания эффективного обмена информацией между сотрудниками, а также для формирования корпоративной культуры. Однако, помимо всех этих преимуществ, корпоративный портал также имеет свои недостатки и ограничения.
Первым недостатком является чрезмерная официальность. Корпоративный портал обеспечивает работу в рабочей среде, которая не способствует общению и совместному решению творческих задач. Интерфейс также не способствует непринужденной атмосфере, а возможности интранета в этой области ограничены.
Второй недостаток заключается в малой вовлеченности пользователей. Пользователи не заинтересованы в наполнении портала интересным контентом, так как управление и наполнение информацией — это задача администратора.
Третий недостаток — отсутствие обратной связи. Руководитель не видит реакции пользователей на различные решения и не может общаться с ними относительно идей и предложений.
Четвертым недостатком является ощущение работниками давления и контроля. Хотя контроль является одной из функций корпоративного портала, в некоторых случаях он может привести к необходимости постоянного получения задач и написания отчетов.
Пятый недостаток — нехватка общения. Благодаря корпоративному порталу сотрудники компании могут решать многие вопросы, не покидая свое рабочее место. Однако общение с коллегами, обсуждение решений руководства, похвастаться успехами в проекте или просто поболтать о погоде остается затруднительным.
Хотя корпоративные порталы являются важными инновациями для развития компаний, выбор конкретного решения должен основываться на всех его плюсах и минусах. Если необходимо обеспечить сотрудников средствами для эффективного взаимодействия, то корпоративный портал – это один из вариантов, но не стоит забывать, что он имеет и некоторые серьезные ограничения.
Фото: freepik.com