ИТ-инфраструктура предприятия: эффективное управление (ITSM), мониторинг и аудит

ИТ-инфраструктура предприятия: эффективное управление (ITSM), мониторинг и аудит

ИТ-инфраструктура является фундаментом, на котором строится любое предприятие. Эффективность процессов внутри компании и связи с клиентами и поставщиками напрямую влияет на успех бизнеса.

В наше время, когда бизнес подвергается постоянным изменениям в экономической сфере, проекты и системы становятся все более сложными, а сроки исполнения сокращаются. Для оптимизации многих процессов используются различные ИТ-решения, но это повышает требования к специалистам IT-службы. В свою очередь, процессный подход помогает улучшить качество сервисов и снизить затраты.

Сокращение ITSM расшифровывается как управление ИТ-услугами. Этот подход предполагает, что специалисты IT-отдела оказывают услуги другим отделам компании в соответствии с установленными соглашениями об уровне сервиса. Организация такого подхода описана в ITIL - библиотеке, которая содержит инструкции по управлению ИТ-службой.

Как обеспечить эффективное управление ИТ-инфраструктурой предприятия? Многих интересует эта проблема, и ответ на нее можно найти в библиотеке ITIL – международном наборе документов, разработанных для практического внедрения принципов ITSM. Эта идея возникла еще в 1980-х годах по мотивам инициативы британского правительства, и в 1992 году была выпущена первая редакция.

Стандарт ISO 20000 основан на ITIL и разработан для управления ИТ-сервисами. Он включает в себя ряд процессов, таких как управление проблемами и инцидентами, управление конфигурациями, управление изменениями и управление релизами. Есть и другие процессы, например, управление уровнем сервиса и управление финансами.

Согласно стандарту ISO/IEC 20000, все процессы собраны в пять ключевых групп: предоставление сервисов, управление взаимодействием, процессы разрешения, контроль и управление релизами.

ITIL также имеет несколько авторских адаптаций, таких как MOF и HP IT Service Management.

Не стоит забывать, что без управления ИТ-инфраструктурой предприятие не сможет достичь успеха. Использование методов ITSM, таких как ITIL или ISO 20000, позволит грамотно организовать процессы внутри компании и обеспечить высокий уровень качества сервиса, что, в свою очередь, способствует росту бизнеса.

Построение системы управления ИТ-процессами (ITSM) возможно обозначить рядом этапов:

  1. Аудит системы управления и планирования

    Всегда необходимо начинать ITSM-проект с аудита, который включает в себя анализ всех ИТ-процессов, структуры предприятия и ИТ-инфраструктуры. На данном этапе выявляются проблемы, проводится обследование ИТ-инфраструктуры, а также определяется текущий и целевой уровень зрелости каждого процесса. Затем, на основании выводов аудита, прорабатываются улучшения.

  2. Определение целевой модели

    Концепция развития управления ИТ создается индивидуально для каждого предприятия и описывает требования, которым в будущем должен соответствовать каждый процесс. Развитие должно учитывать не только процессы и технологии, но и персонал, который будет участвовать в работе. Эту процедуру можно считать трудоемкой, но она позволяет создать целостную систему управления ИТ, которая сможет учесть и новые возможности, и стратегию бизнеса.

  3. Оперативное устранение инцидентов и решение запросов пользователей (внешних и внутренних)

    На данном этапе появляется служба поддержки (Service Desk), которая организует работу по устранению инцидентов и решению запросов пользователей. Служба помогает добиться четкой регламентации процесса поддержки, автоматической обработки всех обращений и оценки удовлетворенности конечных пользователей.

  4. Мониторинг ИТ-инфраструктуры

    Этот этап включает в себя инвентаризацию программно-аппаратных средств и автоматизированную поддержку актуальной информации об инфраструктуре. С помощью мониторига осуществляется оперативное выявление сбоев, а процесс изменений в инфраструктуре контролируется и регламентируется, что позволяет подготавливать отчеты по работе процесса автоматически.

  5. Управление процессами планирования, развертывания и предоставления ИТ-услуг

    Этот этап строится на надежном фундаменте, который развивает взаимовыгодные отношения с клиентами и поддерживает высокий уровень услуг. План по улучшению услуг помогает оценить расходы и принять решения о стратегии развития ИТ-службы.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *