Что делать, если звонят коллекторы: советы для должников
Кредиты берут по разным причинам люди. Можно оформить ссуду для решения квартирного вопроса или покупки автомобиля. А можно занять деньги в банке ради отпуска в экзотической стране или праздничного мероприятия. Но в любом случае нужно будет отдавать кредит. А если возникнет задержка выплат, ситуация может привести к конфликту с коллекторами. В статье мы расскажем, что делают коллекторы и кто они.
Коллекторы: что они могут и что не могут
В наши дни понятие "коллекторы" зачастую ассоциируется с отрицательной коннотацией, которая насаждается сериалами и фильмами о преступном мире. Однако, на самом деле все не так страшно: права и обязанности коллекторов жестко регулируются ФЗ-230 "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" в редакции от 1 января 2017 года.
Это закон устанавливает сбалансированные правила коммуникации между коллекторами и должниками и защищает права обеих сторон. Коллекторы могут связываться с заемщиками по телефону, электронной почте, текстовым сообщением или личной встрече, но вне зависимости от способа коммуникации, они обязаны назвать свое полное имя и агентство, с помощью которого они работают. Кроме того, они должны предоставить контактные данные для обратной связи и банковские реквизиты для выплат, а также ОГРН и ИНН своей компании.
Следует помнить, что по закону коллекторы не имеют права прибегать к физическому и психологическому давлению, передавать персональные данные заемщика третьим лицам и сообщать ложные сведения о сумме кредита. Кроме того, они не могут требовать деньги с обанкротившихся, несовершеннолетних и недееспособных людей, а также инвалидов первой группы и людей, находящихся на стационарном лечении.
Коллекторы могут звонить родственникам или друзьям заемщика, но только если они являются поручителями по кредиту, заемщик дал согласие на звонки своему окружению, либо сам оставил контакты третьих лиц в кредитном договоре. Следует также учитывать, что коллекторы могут звонить в будние дни с 8 утра до 10 вечера и в выходные дни и праздники с 9 утра до 8 вечера. Они могут звонить не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.
Таким образом, законодательство защищает как коллекторов, так и должников, и предусматривает строгий контроль над их взаимоотношениями. Однако, если вы столкнулись с нарушением своих прав со стороны коллекторов, следует обратиться за помощью к специалистам или в правоохранительные органы.
Почему банки обращаются к коллекторским агентствам для взыскания долгов? Получить ответ на этот вопрос можно, рассмотрев две вероятные ситуации.
Во-первых, банк может заключить с коллекторской организацией агентский договор для взыскания долга. В этом случае коллекторы выступают только как посредники, а сами долги все еще переходят на банк. Обычно банк использует такую опцию для просроченных кредитов сроком от трех месяцев.
Во-вторых, при более продолжительных сроках задержки платежей (год или более), банк может продать долг коллекторским агентствам. В этом случае, соответственно, должник должен будет платить долг уже коллекторской организации. Такое продление долга называется цессией и является крайней мерой.
Для того, чтобы узнать о том, что долг был продан и какой организации он был перепродан, должник получит звонок или письмо от коллекторского агентства. Кроме того, вскоре после продажи долга банк направит официальное письмо должнику, где указана сумма не оплаченного кредита, все инциденты, связанные с пенями и процентами. Кроме того, для того, чтобы деятельность коллектора была законной, необходимо, чтобы у организации было свидетельство.FSSP.
Как правильно поступить, если звонят коллекторы? Не стоит паниковать. Отдать долг все равно нужно, но условия выплат зависят от заемщика. В официальных коллекторских агентствах работают адекватные и вежливые сотрудники, которые понимают, что финансовые трудности могут случиться у каждого. Поэтому наилучшим вариантом будет рассказать коллектору о своей финансовой ситуации и вместе разработать план выплат. Схема, предложенная коллектором, может быть более выгодной и лояльной, чем та, что предоставленная банком. Представители коллекторских агентств не связаны жесткими нормативами финансовой деятельности.
Что не стоит делать, если звонят коллекторы? Необходимо избегать сбрасывания звонков, грубых высказываний в адрес собеседника, а также замены сим-карты. Уехать в другой город или страну, чтобы избежать долга, не получится. Коллекторы не будут преследовать должника лично, они обратятся в суд, который в 99% случаев принимает их сторону. После вынесения решения суда, дело передается судебным приставам. У них больше полномочий, и их методы работы менее деликатные. Они могут арестовывать имущество и счета должника, а также налагать запреты на выезд за границу. Чтобы остановить звонки от коллекторов можно попробовать взять новый кредит для погашения старого. Однако ни один банк не выдаст заем, проверив кредитную историю должника. Исключение составляют лишь микрофинансовые организации, которые начисляют порой сотни процентов годовых. Это действительно может помочь на некоторое время, но если должнику не удастся найти деньги, ситуация повторится. Кроме того, если должнику удастся отдать все долги, банки будут рассматривать его как ненадежного клиента.
Поэтому, рекомендуется вести себя адекватно и сотрудничать с коллекторами, чтобы разрешить ситуацию с минимальными потерями. Коллекторские агентства не заинтересованы в привлечении должников в суд, и поэтому они готовы пойти навстречу клиентам. Кроме того, некоторые компании могут простить до 80% долга заемщика.
Фото: freepik.com